Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю»

Начинал Пушкин создавать это стихотворение еще будучи в ссылке в Одессе, а завершил уже в родительском имении в Михайловском в 1824 году. Если до переезда в Одессу Пушкин не так сильно чувствовал себя одиноким во время ссылки, то в Одессе, когда не сложились отношения с наместником Воронцовым, эти чувства обострились. В таком душевном настроении и создавалось произведение.

Отношение поэта к морю не однозначно. Море для него олицетворение лучших порывов человеческой души: свободолюбия и непредсказуемости. Оно напоминает ему жизнь до ссылки, когда он был в кругу близких и друзей, общества которых он лишился. Отсюда и печальные мотивы, господствующие в стихотворении. Прощание с морем — это прощание с привычной жизнью.

Можно рассматривать прощание Пушкина и с другого аспекта. Пушкин прощается со своими романтическими идеалами, которые не оправдали себя. Он давно начал удаляться от романтизма, но это ему не удалось полностью:

«Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег…»

Море для Пушкина и бурлящая, манящая реальность, в которую он окунется рано или поздно, то есть он временно и не по своей воле отдален от нее будучи в ссылке:

«Ты ждал, ты звал…. У берегов остался я…»

Море также сравнивается поэтом с судьбой. Море подобно судьбе может дарить человеку радостные минуты, а может и погубить его:

«Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей».

Поэт не уверен, что его ждет: скользить отважно по волнам или потонуть в морской пучине.

Созерцание моря вызывает у поэта мысли о Наполеоне и Байроне. Оба этих имени представители революционного романтизма связывали с победами и поражениями революции. К тому же, своим непокорным духом они напоминают море. Печаль поэта усиливается от того, что

Судьба земли повсюду та же:

«Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран».

Читая стихотворение, кажется, что и впрямь слышишь шум морских волн. Прием аллитерации часто используется поэтом в его произведениях. Чувство ощущения моря появляется благодаря шипящим согласным в словах «прощай», «шум», «катишь», «блещешь», «означен» и др.

Дописывал поэт стихотворение уже в отцовском имении. Это отчетливо проявляется в последней строфе, в котором поэт мысленно переносит морские скалы и заливы, говор и блеск волн в родные молчаливые леса. Возможно, это даже клятва: поэт клянется оставаться верным духу свободолюбия, даже если придется расстаться с морем, а иносказательно с прежним романтизмом.

Вставить свои 5 копеек

2 комментария