Анализ рассказа «Заря всю ночь» И. А. Бунина

В рассказе «Заря всю ночь» И.А. Бунин демонстрирует мучительный для каждого человека разрыв между желаниями, мечтами и реальностью. Главная героиня Наталья (или, как принято ее было называть, Тата) всего за одну ночь, проведённую в саду наедине с собой, меняет свое решение о замужестве, и, еще вечером готовая ответить жениху «да», утром твердо знает, что откажет.

Здесь автор показывает не юношеские причуды, а самостоятельное решение героини, вызванное внутренней правотой ее пробудившейся души, первым подъёмом личностного чувства. В данном случае не объяснить «простыми словами», почему главная героиня, постепенно свыкшаяся с мыслью, что станет женой Сиверса, вдруг решается ему отказать. Ведь незадолго до этого читатель узнает, что Наталья еще с детства считалась невестой Сиверса, и несмотря на то, что он из-за этого в ту пору ей сильно не нравился, спустя время Тата уже нередко думала о Сиверсе, как о женихе, и стала постепенно свыкаться с той мыслью, что станет женой этого молодого человека. В данном рассказе душевное состояние главной героини Бунин определяет путем сопоставления с миром окружающей природы.
Давно привычными стали рассуждения о поэтической выразительности пейзажей писателя, о том, что природа помогала Бунину наиболее глубоко и полно раскрыть внутренний мир героев своих произведений, и их многообразие чувств.

О неразрывной связи между человеком и миром природы в бунинских произведениях неоднократно писали в своих критических и литературоведческих трудах такие видные деятели литературной критики как К. Чуковский, Ф. Степун, Г. Адамович, позже – советские литературоведы: А. Волков, О. Сливицкая, Ю. Мальцев, Л. Колобаева. Одни из современных исследователей творчества писателя Г.М. Благасова и А.М. Омельян в одной из своих статей (2007 г.) справедливо отметили, что особая причастность к природе ощущается героями бунинских произведений в моменты любовного восторга. Эти слова как нельзя более точно характеризуют и героиню «Зари всю ночь».

Сначала в душе Таты, подобно пробуждению природы (события рассказа происходят весной), пробуждается сладостное ожидание любви и счастья. Затем автор показывает сад, свежий после дождя – один из любимых своих пейзажей, символизирующий очищение, что-то свежее, новое. Это очищение словно способствует прозрению Натальи, рождает у нее новое мироощущение.

Тата любила, и этой любовью было наполнено все, что ее окружало: холодное ароматное утро, свежий цветущий сад, утренняя звезда. И героиня ждет, что ее жених также почувствует это и разделит с ней эту ночь самой нежной первой любви. Однако Сиверс так и не приходит, чувства Натальи не находят ожидаемого воплощения, и она понимает, что этот человек не сможет подарить ей любовного счастья.

В заключение стоит отметить, что в данном произведении само название можно по праву считать символичным, воспринимая слово «заря» не только в буквальном, а также и в метафорическом значении – «заря в душе».

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

0 коммент. :

Отправить комментарий